27 августа 2021 года в рамках работы августовской научно-практической конференции "Воспитание как общенациональный приоритет: современные ответы на вызовы времени" была проведена тематическая лаборатория "Наставники".

В работе лаборатории приняла участие преподаватель Соболь Л.П., которая представила инновации в опыте наставничества КГБ ПОУ "Хабаровский педагогический колледж имени Героя Советского Союза Д. Л. Калараша".

Организация наставничества в колледже началась с реализации формы "преподаватель-преподаватель" в 2015 году. На сегодняшний день в колледже реализуются несколько форм: "преподаватель-преподаватель", "преподаватель-студент", "преподаватель-ученики", "учитель(работодатель)-студент", "студент-ученик(и)".

На основании распоряжения министерства образования и науки Хабаровского края от 05 марта 2020 г. № 262 колледж входит в состав краевого инновационного комплекса по теме "Наставничество как механизм непрерывного педагогического образования".

В рамках общей темы краевого инновационного комплекса интерес колледжа лежал к инновациям в области сочетания форм наставничества "преподаватель-ученики", "студент(ы)-ученик(и)" в условиях педагогического класса как одного из инструментов профориентации и непрерывного педагогического образования.

Определенный опыт практики наставничества "преподаватель-ученики" был приобретен колледжем в 2017-2018 гг., при реализации социально-образовательного проекта "Путь в профессию педагога" совместно с МБОУ СОШ № 9 г. Амурска в рамках договора о сотрудничестве по реализации краевого проекта "Педкластер27".

На сегодняшний день опыт практики наставничества "студент-ученик(и)" как одной из форм деятельности педагогического класса в Хабаровском крае отсутствует.

Итак, творческий коллектив преподавателей-наставников предпринял попытку привлечь студентов старших курсов специальностей Начальное образование и Коррекционная педагогика в начальном образовании попробовать себя в роли наставников учащихся.

В условиях педагогического класса эта форма представляет собой совместное погружение будущего педагога и учащихся школы в педагогическую профессию, введение в педагогическую профессию "от лица будущего учителя", осознание ее ценности, воспитание уважительного отношения к педагогическому труду.

С этой целью колледжем был заключен договор о сотрудничестве по реализации краевого проекта "Педкластер27" с МБОУ СОШ № 68 г. Хабаровска, преподавателями колледжа разработана программа внеурочной деятельности "Профессиональная навигация" с несколькими модулями ("Я и мой мир", "Я и инфомир", "Мой проект" и пр.), а студенты разработали и представили проект "Профнавигация" на краевом слете студенческих научных обществ и объединений профессионального образования Хабаровского края "Поколение ПРОФИ".

Наставниками групп учащихся стали 8 студентов. Формирование групп происходило по желанию участников. Реализация программы осуществлялась еженедельно, на протяжении полутора лет, как на базе школы, так и с использованием ресурсной базы колледжа: лаборатории и мастерские.

По плану реализации программы преподаватели и студенты проводили занятия и другие формы взаимодействия с применением современных интерактивных технологий: профориентационные игры, упражнения, тренинги, решение кейс-заданий, групповая и командная работа, профессиональные пробы, мозговой штурм; организовали каникулярную школу "Профессиональные пробы: Перезагрузка".

Работа преподавателей и студентов с проектными группами учащихся завершилась защитой проектов в декабре 2020 года. В защите проектов приняли участие более 60 обучающихся, которые представили проекты по различным темам: "Престиж профессии учителя", "Особенности выбора профессии школьниками", "Обучающая среда школы", "Возможности использования японской системы образования в российских школах", "Развивающие особенности пазл-игр" и другие.

В апреле 2021 года для обучающихся педагогического класса МБОУ СОШ 9 г. Амурска в очно-дистанционном формате состоялась педагогическая сессия "От человека знающего к человеку компетентному", в проведении которой в дистанционном режиме приняли участие студенты-наставники. Они провели видеоконференцию-интерактивное интервью "Становление педагога: от идеи к опыту".

<

В ходе работы творческий коллектив столкнулся с определенными трудностями. Для студентов наставничество – это дополнительная нагрузка в плане организационной и методической подготовки к проведению мероприятий, участие в их проведении, самостоятельное индивидуальное консультирование выполнения проектов и неформальное общение с наставляемыми. Здесь на помощь приходили преподаватели, выполняющие функцию куратора наставнических пар. Удаленные формы взаимодействия в период самоизоляции, с одной стороны, несколько ограничивали возможности практической передачи опыта от наставника наставляемым, но в тоже самое время способствовали прокачке информационно-коммуникационных компетенций студентов и преподавателей.

По промежуточным итогам опыта сочетания форм наставничества "преподаватель-ученики", "студент-ученик(и)" в условиях педагогических классов преподавателями колледжа опубликован ряд статей в журнале "Среднее профессиональное образование", подготовлены доклады на Всероссийском вебинаре "Примеры и методические вопросы организации работы образовательных организаций, реализующих программы СПО педагогического профиля, в условиях дистанционной работы", краевом вебинаре "Наставничество как механизм непрерывного педагогического образования в инновационной деятельности", вебинар образовательного ресурса ЯКласс "Практика педколледжей и профориентация" по диссеминации опыта работы колледжей в профориентации и с педагогическими классами, I место завоевано во Всероссийском конкурсе "Профессиональное образование: от школы до вуза: практика и управление", посвященном 25-летию журнала "Среднее профессиональное образование", и третьем краевом смотре-конкурсе студенческих научных обществ и объединений "СНО-тур".